• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Регламент – как много в этом слове

2 декабря в клубе Билингва проректор ГУ-ВШЭ Андрей Клименко представил основные результаты проекта «Мониторинг внедрения административных регламентов», проведенного ГУ-ВШЭ совместно с другими институтами и организациями, который длился около 3-х месяцев.

Андрей КлименкоОбычно словосочетание «административный регламент» вызывает у граждан РФ негативные ассоциации. Но именно оно может стать обозначением механизма эффективного и качественного исполнения функций государственных служб. Таково мнение участников проекта «Мониторинг внедрения административных регламентов», проведенного ГУ-ВШЭ совместно с другими институтами и организациями. Соисполнителями являются Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение», Институт национального проекта «Общественный договор», Автономная некоммерческая организация «Аналитический Центр Юрия Левады», Международный Фонд поддержки социогуманитарных исследований и образовательных программ «Интерсоцис», Некоммерческое партнерство Институт Развития Свободы Информации.

По словам г-на Клименко, «федеральными органами исполнительной власти было разработано более четырехсот административных регламентов, 232 из которых утверждены и зарегистрированы в Министерстве юстиции России». Первый этап массовой регламентации и стандартизации приближается к завершению. Однако это не означает окончания работы. Ведь улучшение эффективности исполнительной власти – бесконечный процесс (более подробная информация на сайте monitoring.hse.ru).

Административные регламенты могут стать «правилами игры», которые помогут взаимодействию чиновников и граждан. Они во многом облегчат нашу жизнь при получении разного рода справок, документов, подписей. Если у нас в стране в различных ведомствах и подразделениях будут четкие инструкции, распределение прав и обязанностей сторон, то это может привести к сокращению количество запрашиваемых документов, сроков рассмотрения обращений и принятия по ним решений.

Мы, конечно, никогда не сможем полностью «избавиться» от чиновников, однако стоит вспомнить о проекте «Электронное правительство». Регламенты, то есть оптимизированные и ориентированные на стандарт административные процессы, как раз смогут стать условием его создания. В частности, таких его элементов, как порталы государственных услуг, межведомственный информационный обмен и базы данных. «Межведомственный обмен должен быть настолько эффективным, чтобы бегали не люди, а документы», – отметил г-н Клименко.

Главная цель введения административных регламентов – решение проблемы информированности граждан. В России люди даже по объявлениям в метро рискуют обращаться к посредникам, которые за определенную сумму денег берутся быстренько решить их проблему. Это часто происходит потому, что граждане просто не знают, куда нужно пойти, какие документы и справки представить. «До 80% всех возникающих проблем связаны с отсутствием информации», – заявил г-н Клименко.

К примеру, иногородние студенты при достижении возраста, когда положено менять паспорт, регулярно сталкиваются с тем, что им специально для этого необходимо ехать домой, поскольку они уверены, что паспорт выдают по месту прописки. «На деле же в административном регламенте Федеральной миграционной службы, отвечающей за данный процесс, указано, что «гражданин России может обратиться для замены паспорта либо по месту регистрации, либо по месту пребывания», – отметила Татьяна Кукса, научный сотрудник Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ.

Участники проекта, представляясь простыми гражданами, пытались попасть к какому-то чиновнику, получить ту или иную справку, документ. Исследование, проведенное посредством такой анонимной «контрольной закупки», выявило множество проблем у населения в общении с чиновниками.

Что касается основных результатов и перспектив проекта, то были разработаны предложения по внесению изменений в нормативную правовую базу, регламентирующую разработку и утверждение административных регламентов. Уже в ближайшем будущем стоит ожидать положительных изменений в бюрократической системе страны.

Таким образом, административные регламенты и стандарты важны не только для гражданского общества, но и для самой исполнительной власти, если она стремится стать более эффективной, сделать бюрократию более прозрачной и управляемой, технологичной.

Однако поверят ли наши граждане в то, что такие регламенты могут спасти от бюрократических проволочек? Ведь мы уже привыкли к тому, что нам приходится выкручиваться, искать теневых посредников и использовать свои связи.

Ирина Елисеева

Фотографии Ивана Морякова

 

Фоторепортаж с мероприятия