• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте

В последние годы одними из главных направлений модернизации государственного управления в России стали стандартизация и регламентация исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг органами исполнительной власти.

Были разработаны административные регламенты отдельных функций, включающие в себя не только четкие требования по качеству работы (срокам подготовки документов и принятия решений, информированию граждан и организаций, проч.), но и стандарты комфортности для мест приема граждан. 

Ко всем регламентам предъявлялись однотипные требования:

  • улучшить качество взаимодействия с гражданами и организациями, т.е. сократить количество запрашиваемых документов, сроки рассмотрения обращений и принятия по ним решений;
  • полностью и в наиболее удобной форме информировать о перечне и формах запрашиваемых документов и необходимых процедурах;
  • указывать исчерпывающий перечень вариантов решений по вопросам обращений и критерии отказа, строго основываясь на требованиях действующего законодательства;
  • описать процедуру досудебного обжалования в случае несогласия заявителя с решением.

 

Тем самым, гражданское общество впервые получило в свои руки не просто новые нормативные акты, но документы прямого пошагового действия (с приложением для наглядности соответствующих блок-схем), раскрывающие внутреннюю механику бюрократии, детально фиксирующие права и обязанности сторон.  

Административные регламенты и стандарты важны не только для гражданского общества, но и для самой исполнительной власти, если она стремится стать более эффективной, сделать бюрократию более прозрачной и управляемой, технологичной.  

Регламенты, то есть оптимизированные и ориентированные на стандарт административные процессы, являются условием создания электронного правительства, в частности, таких его элементов, как порталы государственных услуг, межведомственный информационный обмен и базы данных. 

Всего федеральными органами исполнительной власти разработано более 400 административных регламентов, утверждено и зарегистрировано в Министерстве юстиции России - 232. Более 40 субъектов РФ приняли свою правовую базу регламентации и начали разработку административных регламентов. Общее количество утвержденных административных регламентов на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ - более 2000.  

Безусловно, на первом этапе не все административные регламенты получились оптимальными. Те из них, которые предусматривают существенное улучшение взаимодействия с гражданами и организациями, не всегда могут быть внедрены в короткие сроки, поскольку требуют дополнительных средств и организационной подготовки, решения межведомственных вопросов. Разработка регламентов еще раз заострила вопрос о том, чего мы хотим. Дешевого государства, с которым крайне неудобно взаимодействовать, или более дорогого, но и более качественного? Стало также очевидно, что улучшение исполнительной власти не одноразовая акция, а постоянный процесс. 

Первый этап массовой регламентации и стандартизации приближается к завершению. Однако это не означает окончания работы. Требуется продвижение в направлении дальнейшей оптимизации принятых регламентов, внесение в них изменений в связи правовыми и организационными новациями, подготовка к реализации регламентов в электронной форме. В связи с этими требованиями возникла необходимость проведения мониторинга внедрения принятых административных регламентов. 

Первая задача мониторинга заключается в проверке работоспособности принятых регламентов. 

Вторая задача состоит в определении дальнейшей оптимизации административных процессов и взаимодействий, т.е. улучшении содержащихся в регламентах стандартов оказания государственных услуг, исполнения функций. 

Третья задача заключается в подготовке перехода на новую технологическую платформу - на электронные административные регламенты, являющиеся «кирпичиками» электронного правительства. 

Для проведения мониторинга Правительственной комиссией по проведению административной реформы Правительства РФ и Минэкономразвития России был инициирован соответствующий проект. По результатам конкурсного отбора его головным исполнителем стал Государственный университет - Высшая школа экономики. Соисполнителями являются Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Общероссийский общественный фонд "Общественное мнение", Институт национального проекта "Общественный договор", Автономная некоммерческая организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Международный Фонд поддержки социогуманитарных исследований и образовательных программ "Интерсоцис", Некоммерческое партнерство Институт Развития Свободы Информации.

Мониторингом будет охвачено 53 регионабудут проведены обследования около 2000 точек предоставления государственных услуг с опросом по 10 000 человек, и проанализированы более 80 административных регламентов федеральных органов исполнительной власти и около 100 регламентов органов исполнительной власти субъектов РФ. 

Мониторинг внедрения административных регламентов позволит, во-первых, получить обратную связь с гражданами и организациями -  конечными «потребителями» государственных услуг. 

Во-вторых, предполагается обсудить практику исполнения административных регламентов с общественными организациям, представляющими «потребителей» государственных услуг или экспертов в области государственного управления.  

В-третьих, важно определить мнение самих государственных служащих, ответственных за внедрение административных регламентов, относительного того, как эти регламенты изменили их деятельность. 

В итоге, реализация проекта позволит не только дать практические рекомендации по каждому регламенту, но и выработать модель информационного обеспечения модернизации, постоянного повышения качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций, участия гражданского общества в совершенствовании государственного управления. 

В рамках мониторинга граждане и организации могут использовать телефон «горячей линии» 8 800 700 0 600, а также адрес электронной почты monitoring@hse.ru для обращений и предложений по вопросам административных регламентов, а эксперты - включиться в обсуждение вопросов стандартизации и регламентации на портале  http://www.ar.gov.ru/.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!