• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Легко ли получить пособие?

Получение социального пособия обычно ассоциируется со сбором большого количества документов и стоянием в очередях. Как исправить ситуацию и усовершенствовать административные регламенты в социальной сфере, обсуждали на семинаре в Государственном университете - Высшей Школе Экономики в рамках проекта по мониторингу внедрения административных регламентов, проводимым Институтом проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ в интересах Минэкономразвития России.

 

Получение социального пособия обычно ассоциируется со сбором большого количества документов и стоянием в очередях. Как исправить ситуацию и усовершенствовать административные регламенты в социальной сфере, обсуждали на семинаре в Государственном университете - Высшей Школе Экономики в рамках проекта по мониторингу внедрения административных регламентов, проводимым Институтом проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ в интересах Минэкономразвития России.

24 октября в здании ГУ-ВШЭ на Покровском бульваре собрались  государственные служащие из различных регионов  России, чтобы высказать свое мнение о регламентах, касающихся социальных вопросов: выплат единовременного социального пособия, пособия на ребенка, выплат ветеранам труда и субсидий на оплату жилья. Модератор семинара, научный сотрудник Института проблем государственного и муниципального управления Ирина Суворова представила собравшимся результаты анализа принятых регламентов в субъектах РФ.

 

Максимальные сроки предоставления государственных услуг можно и нужно уменьшать - с этим согласилось большинство собравшихся экспертов. Например, в Тамбовской области только оформление личного дела - сбор всех документов в одну папку - по регламенту занимает 10 дней. А в некоторых регионах принятия решения о предоставлении услуги нужно ждать 30 дней. Так как процедуры получения выплат не из легких, за пособиями обращаются в случае крайней необходимости. Естественно, в экстренных ситуациях ждать 30 дней может быть очень проблематично.

Уменьшить можно и количество документов, которые необходимо представить для получения выплаты. Тем более, что положительные примеры уже есть. В Чувашской Республике для того чтобы получить единовременное социальное пособие, достаточно написать заявление и представить документ, подтверждающий наличие трудной жизненной ситуации. Все остальные документы органы исполнительной власти собирают сами в рамках межведомственного взаимодействия.

 

Но анализ регламентов показал, что не везде органы власти так охотно взаимодействуют друг с другом. Например, в регламенте Новосибирской области зафиксировано 15 документов, которые могут потребовать для оформления единовременного социального пособия. Список документов на получение выплаты ежемесячного пособия на ребенка во многих регионах настолько велик, что заявитель может не разобраться без разъяснения специалиста.

           

Кроме того, граждане часто жалуются, что у них нет времени оформить пособие. Как правило, график работы социальных служб совпадает с графиком работы их клиентов - граждан, что очень неудобно.  Нуждающиеся в пособии просто не могут выбрать время, чтобы прийти в службу.

 

Было предложено внести норму о предоставлении гражданам возможности донести недостающие бумаги, а не отказывать в выплате. Но представители отдела социальных выплат Управления соцзащиты Волгоградской области на собственном опыте выяснили, что это мера не дает положительного эффекта при предоставлении пособий на ребенка. В области несколько лет в регламенте было прописано, что можно дополнить пакет документов в течение 10 дней. Практика показала, что почти никто не успевал этим правом воспользоваться в установленные сроки.

 

Также выяснилось, что есть еще один случай, когда в выплате могут отказать. Речь идет об отказе гражданина в проведении проверки материально-бытовых условий. Четких критериев, когда следует эту проверку производить, в регламенте нет. Госслужащие согласились с тем, что при принятии решений они руководствуются собственным субъективным видением ситуации. Так, например, начальник отдела социальных выплат и субсидий департамента социального развития Кировской области рассказала о своих критериях: «Если женщина, обвешанная брильянтами, пришла просить социальную помощь, мы, скорее всего, проверим ее материально-бытовые условия».

 

Не прописаны в регламентах и критерии определения выплачиваемой суммы. Еще один дискуссионный момент: основания для отказа в предоставлении пособия. Многие госслужащие отметили, что все критерии невозможно установить, потому что все экстренные ситуации в регламенте описать невозможно. Основными факторами принятия решения остаются материальное состояние семьи, условия проживания, а также бюджет и, что немаловажно, «человеческий фактор». Последний пункт регламенты регулировать не в силах.

 

Дискуссия оказалась очень продуктивной, особенно, для участников из тех регионов, где регламенты еще не утверждены. Всего в обсуждении приняло участие двадцать государственных служащих со всей страны. Были представлены Костромская, Челябинская, Саратовская, Липецкая, Вологодская, Кировская, Ивановская, Волгоградская, Ленинградская, Тюменская, Курганская, Тульская области, республика Коми и Удмуртская республика.

Как подчеркнула в заключение Ирина Суворова, административный регламент - это инструмент оптимизации предоставления услуги. Будем надеяться, что разработка новых регламентов поможет сделать предоставление социальных услуг более легким и быстрым процессом.

    

 Алена Пустовалова