• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Регламент для администрации

Какие ассоциации вызывают обычно слова «административный регламент»? Кажется, это что-то не очень симпатичное, слишком забюрократизированное. А на самом деле с помощью этих самых регламентов, оказывается, можно значительно облегчить свою жизнь и, более того, – добиться многого, о чем мы сами даже иногда и не догадываемся.

Какие ассоциации вызывают обычно слова «административный регламент»? Кажется, это что-то не очень симпатичное, слишком забюрократизированное. А на самом деле с помощью этих самых регламентов, оказывается, можно значительно облегчить свою жизнь и, более того, – добиться многого, о чем мы сами даже иногда и не догадываемся.

К примеру, иногородние студенты при достижении возраста, когда положено менять паспорт, регулярно сталкиваются с тем, что им необходимо ехать домой (часто за много тысяч километров). Причем только лишь потому, что основной документ могут якобы выдать только там. На деле же в административном регламенте Федеральной миграционной службы (ФМС), отвечающей за данный процесс, указано, что гражданин России может обратиться для замены паспорта либо по месту регистрации, либо по месту пребывания, либо «по месту обращения». Данная информация не секретная – ее можно найти на сайте ФМС и при необходимости ею воспользоваться.

Административный регламент, как выяснилось, – это такие «правила игры», которые должны помочь взаимодействию чиновников и граждан. Увы, большинство из нас ничего и не знают о своих правах. Может быть, потому, что «правила игры» написаны на своеобразном для обыкновенного человека языке – «чиновничье-юридическом». К сожалению для большинства, именно на нем и пишутся законы, постановления, кодексы, регламенты – так уж принято, и с этим приходится мириться.

Но возможно, что информация о существовании каких бы то ни было правил просто не доходит до народа. Хотя опять же существует административный регламент, который обязывает министерства и ведомства своевременно и в полной мере информировать граждан об их правах.

Только что состоявшиеся в Петербурге публичные слушания по вопросам внедрения и правоприменения административных регламентов, возможно, помогут хоть как-то упростить наши взаимоотношения с государственными органами. Слушания проводились, кстати, в рамках федерального общественного мониторинга, охватившего 53 региона РФ.

Эксперты и представители некоммерческого сектора принимали участие в так называемой «контрольной закупке», что позволило им составить мнение о возможности воспользоваться теми или иными правами в каждом конкретном регионе.

Например, сделать добровольную бесплатную дактилоскопию оказалось достаточно сложно, потому что в отделении милиции, куда обратилась одна из участниц «контрольной закупки», вначале долго выясняли, не находится ли она под следствием, не грозит ли ей какое-либо разбирательство и, наконец, не имеет ли она психических отклонений. Иначе милиционеры просто не могли понять, зачем добровольно сдавать отпечатки своих пальцев.

Кстати, именно от этой участницы исследования сотрудники данного отделения милиции и узнали о существовании специального административного регламента, по которому они не могли отказать ей в предоставлении этой услуги. Каково же было их изумление, когда через несколько дней та же участница исследований обратилась с заявлением об уничтожении данных ее дактилоскопии (оказывается, доброволец, прошедший эту процедуру, может попросить органы внутренних дел не включать его отпечатки в общую базу данных). Тут-то и выяснилось, что результаты уже ушли в соответствующую инстанцию и проследить их дальнейший путь не представлялось возможным.

Как пояснила руководитель юридического направления Института проблем государственного и муниципального управления Высшей школы экономики (ВШЭ) Татьяна Кукса, в ходе публичных слушаний, проведенных в различных регионах, выяснилось: административные регламенты иногда бывают хорошо написаны, но не работают. К примеру, из-за недофинансирования либо недостаточной обученности чиновников «на местах». Или же просто оттого, что граждане не знают свои права.

«Часто бывает, что при принятии какого-либо закона как о дополнительном плюсе говорят, что его внедрение не потребует дополнительного финансирования. Это, мягко говоря, лукавство, – говорит Татьяна Кукса. – На самом деле финансирование необходимо хотя бы для того, например, чтобы грамотно прописать регламент. Очень важно, чтобы сразу и верно были обозначены все «правила игры» – от этого выиграют и сами чиновники, и общество».

Кстати, мониторинг, который проводится по заказу Минэкономразвития РФ, охватывает как представителей гражданского общества, так и чиновников и экспертов. И каждое замечание или предложение по исполнению того или иного регламента внимательнейшим образом изучается специальной группой в Институте проблем государственного и муниципального управления ВШЭ. В слушаниях приняли активное участие социологи Аналитического центра Юрия Левады, а также эксперты института национального проекта «Общественный договор». В Петербурге слушания проводились при активной поддержке Ресурсного правозащитного центра.

Алла Намсараева,

Санкт-Петербургские ведомости,

Выпуск  № 199  от  22.10.2008